Замена авиаперевозок морскими перевозками — вопрос времени
Доставка цветов морским транспортом из Африки в Европу не только возможна, это будущая альтернатива авиаперевозкам. К 2030 году 50% всей продукции будет доставляться морем. Тем не менее, оптимальная логистика с момента сбора урожая является обязательным условием. Другими словами, немного ботритиса или небольшая задержка, и импортеры цветов из Кении начнут нести убытки.
Это основные выводы конференции о доставке срезанных стеблей водными путями, которая прошла в Найроби (Кения) в рамках цветочной выставки IFTEX. Стороны, такие как Kenya Flower Council (KFC), Maersk, Kuehne Nagel, FlowerWatch и Chrysal, поделились своими выводами о возможностях и проблемах в данной области, представили интересные концепции.
Впрочем, идея морских перевозок в цветочной индустрии не нова. Мы давно знаем, что морской фрахт является жизнеспособным вариантом. Из Южной Америки значительная часть цветов для продажи уже много лет отправляется в Северную Америку на кораблях. Но это «всего» 10-12%, и притом дальше их доля не растет. Никто не в курсе, почему.
В то же время, развитие по эту сторону Атлантики является многообещающим. Всего год назад из Кении водным путем вывозился в среднем 1 контейнер грузов в день; сегодня их от 15 до 20. Потери продукта при подобной транспортировке очень ограничены, всего несколько процентов, и всё, от лучшего охлаждения в питомнике до инвестиций в транспортировку по железной дороге и водным транспортом указывает на неизбежный быстрый рост доли морских перевозок. Достоинства последних неоспоримы: более чистые судовые двигатели, что не так вредно для экологии; лучшая практика приоритизации разгрузки скоропортящихся продуктов в порту.
Короче говоря, когда дело доходит до логистики, возможно всё, тем более что производители в основном работают по строгим протоколам. «Один из моментов, где все еще идет не так, — сказал Йерун ван дер Хулст из Flowerwatch, — это аукцион». Цветочным брокерам в Кении работать непросто, так как система аукционов остается неизменной на протяжении десятилетий вне зависимости от всех наработок в области цифровизации. Необходимо изменение всей системы.